Бесплатный номер по РФ
многоканальный
Пн-Чт. 9:00-18:00
Пт. 9:00-17:00
Связаться с нами

Новостикомпании

Регулярное внесение изменений в состав ОПО – залог здоровья вашего объекта

Как давно вы что-то физически меняли на своем ОПО? А когда в последний раз делали перерегистрацию, чтобы внести изменения в состав объекта? Если оба события синхронизированы – поздравляем. Вы знаете и помните о том, что сведения, характеризующие ОПО, нужно поддерживать в актуальном состоянии.

Но довольно часто об этом забывают. На годы, даже десятилетия. Работают на свой страх и риск. Авось никто не заметит. Однако Ростехнадзор… видит всё. Особенно при выездных проверках. И фиксирует «нелепые» нарушения – «неполные сведения», «неправильная идентификация», «невнесение изменений» и т.д. Да еще штрафует по таким, казалось бы, «незначительным» поводам.

А ведь этого вполне можно избежать. Всего-то надо… регулярно проверять и обновлять сведения об ОПО и вносить изменения в реестр Ростехнадзора. Ну, провели вы техническое перевооружение или реконструкцию. Заменили котел. Добавили воздухосборник. Демонтировали мостовой кран. Увеличили количество опасных веществ. Изменили технологический процесс. Что или кто мешает оперативно собрать документы и сделать перерегистрацию ОПО?

Так нет же. Ждем. Проверок, штрафов, предписаний. Жестких сроков и «обязаловки». Чтобы потом судорожно выяснять, что «поменяно» и на каком основании. Не понимая при этом, что «здоровье» объекта зависит от внимательного к нему отношения. Своевременной «диагностики» и плановых мер «спокойного реагирования» (а то всё аврал да аврал…).

На эту тему будем говорить. С примерами и рекомендациями. А в начале беседы разберемся…
 

Зачем вносить изменения в состав ОПО

«Разве мы обязаны?..» – очень популярный вопрос.

Нет, не обязаны. Если хотите подставить вашего директора. Ведь согласно ФЗ № 116 (статья 2, часть 5) именно руководитель организации «несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре…». В том числе отвечает за правильную и достаточную «идентификацию» объекта. А еще… за актуальность сведений, характеризующих ОПО, в течение всего периода эксплуатации.

Состав объекта не актуальный? Директора накажут. А он, разумеется, воздаст по заслугам своим подчиненным (может, и вы попадете под раздачу «бонусов»).

Когда-то, кстати, регулярное внесение изменений в состав ОПО было обязательным.

В незапамятные времена (до 2017 года) существовал такой приказ Ростехнадзора от 04.09.2007 № 606 «Об утверждении Административного регламента ФСЭТАН по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов…».

В нем было приложение № 8 «Критерии идентификации». Где жил-поживал пункт 14, который гласил:

«14. При возникновении изменений в информации, ранее внесенной в базу данных государственного реестра, эксплуатирующая организация обязана внести эти изменения в базу данных государственного реестра опасных производственных объектов. Для этого эксплуатирующей организацией проводится идентификация только по отношению к вновь появившимся опасным производственным объектам, к объектам, где произошли какие-либо изменения в ранее зарегистрированных в государственном реестре сведениях».

К слову сказать, в последующих регламентах (да вообще в документах по регистрации ОПО) такими формулировками и не пахло. А зря. Не писали б мы сейчас эту статью. Хотя… вряд ли требование исполнялось бы в массовом масштабе.

Ведь второй по популярности вопрос – «…раз нет обязательной нормы, как Ростехнадзор вообще узнает про «неактуальность» наших сведений?».

Ну, например… при выездных проверках. Просто сверит «план» (сведения, характеризующие ОПО, которые есть у НЕГО в наличии) и «факт» (реальный состав объекта). Если найдет отличия – зафиксирует (возможно, даже грубое) нарушение требований промышленной безопасности. И будет вам…


Штраф за невнесение изменений в состав ОПО

Да, граждане, за это наказывают. Как правило, по статье 9.1 КоАП РФ. Примеров более чем достаточно. Всего лишь загляните на сайты территориальных органов Ростехнадзора.

Вот Центральное управление обнаружило, что у товарищей «не внесены изменения в сведения, содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов, после технического перевооружения». Кавказское управление  «сетует» на своих подопечных. Мол, не изменили сведения ОПО «после замены технических устройств».

Уральский Ростехнадзор упрекает эксплуатирующую организацию в том, что «представлены недостоверные, неполные сведения, характеризующие опасный производственный объект». Им вторят Сибирские коллеги, у которых поднадзорные не внесли «изменения в реестр ОПО в связи с проведенным техническим перевооружением».

Даже Дальний Восток  на связи (их подопечные не добавили новое техническое устройство в состав ОПО). И конечно же Крым, где найдено «несоответствие информации, указанной в сведениях…, фактическому составу объекта» (там эта проблема хоть объяснима… люди учатся).

В общем, список можно продолжать бесконечно. Мы подобрали плюс-минус свежие «прецеденты». Но и глядя на них… вывод неутешительный. Не любят владельцы (эксплуатанты) перерегистрацию опасных производственных объектов. За что и «страдают». На регулярной основе.

Убедились в важности мероприятия? Нет? Тогда вот вам еще причина.

Штраф за неправильную идентификацию ОПО

Вы же помните, да? «При осуществлении идентификации» (для первичной регистрации ОПО) нужно выявить «все признаки опасности на объекте», учесть «их количественные и качественные характеристики», а также учесть «все осуществляемые… технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности» (см., например, п. 7 Требований к регистрации ОПО, утв. приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471).

Это целиком и полностью задача эксплуатирующей организации. Так было всегда. Госорган только контролирует (опираясь на представленные при регистрации ОПО данные, например, подраздел «Технологические решения»). Ну и наказывает по результатам выездных проверок (когда «план» и «факт» не сошлись).

Поэтому, товарищи… если что-то «случайно» не дописали или «сознательно» пропустили в Сведениях – ваша недоработка. Фразы вроде «вы ж проверяли…», «вы ж допустили…» (согласовали) и т.д. Ростехнадзор не впечатляют. Напротив, они с удовольствием напомнят вам про часть 5 статьи 2 ФЗ № 116 и точно скажут, кто виноват в случившемся. А еще... улыбаясь, выпишут штраф минимум на 220 тыс. рублей. Но…

Периодическая ревизия (и актуализация) состава ОПО защитит вас от этой «напасти». Всего-то надо… при «повторной идентификации» (перед внесением изменений) еще раз внимательно изучить:
  • проектную документацию на строительство, реконструкцию объекта (особенно «Пояснительную записку» и раздел (подраздел) «Технологические решения»);
  • документацию на тех. перевооружение (если было), на размещение оборудования (если у вас, к примеру, ОРПД);
  • документацию на технические устройства (паспорта, руководства по эксплуатации и т.д.);
  • («внепроектные») сведения о применяемых технологиях (технологических процессах), данные о количестве опасных веществ и т.д.

А то бывает, что некоторые технические устройства (и даже целые «признаки опасности») выпадают из поля зрения. Где-то не указан год изготовления или ввода в эксплуатацию. Где-то – материал изготовления, например, газопровода.

Часто выясняется, что какое-то оборудование вовсе не пущено в работу (по документам) или не поставлено на учет. Да и само заполнение  (нынешнего) раздела 6 сведений, характеризующих ОПО, далеко от «эталонного образца», который, кстати, Ростехнадзор нигде не афиширует (обращайтесь – вместе найдем идеал).

Чтобы не бросаться «голыми словами», вот вам пример. Состав ОПО в данном случае не менялся. Но посмотрите, как разительно отличаются сведения, оформленные в 2013 году («тогда прокатило…»):




…от «образца» 2022 года:

Первый вариант «неполон» и «неактуален» (даже «недостоверен»). Второй – отвечает современным требованиям промышленной безопасности (и «пожеланиям» Ростехнадзора). А надо было сделать что? Правильно. Подробней расписать состав объекта. Причем форма сведений от 2013 года этого, отнюдь, не исключала.

Короче, товарищи, нелегкое это дело… идентификация ОПО. А его «неполная (неправильная) версия» – вполне себе наказуемое. Тому есть множество примеров на сайтах нашего любимого госоргана. Вот лишь некоторые из них:

  • Центральное управление  наказало компанию из Московской области – в том числе за то, что «не обеспечена полнота и достоверность сведений, характеризующих ОПО: не внесено все эксплуатируемое оборудование»;
  • опять Центральное управление и опять в Московской области упрекает эксплуатирующую организацию в том, что «неправильно и не в полном объеме проведена» идентификация ОПО;
  • Уральский Ростехнадзор обнаружил, что «при осуществлении идентификации» ОПО не учтено всё необходимое (да к тому же нет проекта на тех. перевооружение);
  • Енисейское управление установило, что «в сведениях, характеризующих ОПО, включены не все технические устройства, участвующие в технологическом процессе» и т.д.
Если углубиться в тему и поискать… много всего найдется, с разными «степенями наказания» (вплоть до запрета деятельности).

Теперь понимаете, почему так важно поддерживать сведения, характеризующие ОПО, в актуальном (и «полном») состоянии? Но и это еще не всё. «Некачественный состав объекта» может спровоцировать госорган на…

Отказ в лицензировании ОПО

Как правило, отказ случается по результатам выездной провер… пардон, оценки «соответствия соискателя лицензии… лицензионным требованиям» (в народе – «предлицензионная проверка»). Что бы не писали в НПА… на практике она мало чем отличается от среднестатистических надзорных мероприятий (пожалуй, только сроком проведения).

«Так ведь в требованиях к соискателю лицензии нет ни слова про «состав объекта», идентификацию или сведения, характеризующие ОПО…».

Да, вы правы. Но… лицензиат (тот, кто в итоге получит лицензию) должен обеспечить «соблюдение требований к регистрации эксплуатируемых объектов в государственном реестре» (Положение о лицензировании, утв. постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 № 1661, п. 5, п.п. «р»).

С чего вы взяли, что Ростехнадзор выдаст разрешительный документ компании, которая их игнорирует (не обеспечивает «полноту и достоверность сведений»)? Всё логично. К тому же… «неполнота» и «недостоверность» сами по себе являются нарушением требований промышленной безопасности, которое госорган просто не может оставить без внимания.

Отказ будет не сразу. Сначала замечание. Потом необходимость «в тридцатидневный срок» устранить выявленные нарушения. А там уже… если не поторопитесь… нарисуется «новый лицензионный круг» (который тоже не факт, что пройдет без препятствий). Можно спорить. Можно ругаться (мол, не имеете права, нет такого в лицензионных требованиях).

Но…Стоит ли вообще доводить до таких последствий? Не проще ли «смолоду» готовить актуальные сведения и правильно идентифицировать ОПО? А также регулярно («в целях профилактики») вносить изменения в состав объекта?

Согласитесь, товарищи… ответ очевиден. Это как здоровый образ жизни. Чтобы исключить неприятности в будущем, нужно блюсти его прямо сейчас. Делать необходимые «упражнения». Планово проходить «диспансеризацию». Реагировать на первые же «симптомы болезни» (или «результаты лечения»).

Не уверены, что справитесь? Обращайтесь в экспертную организацию (например, к нам). Но сначала изучите…
 

Наши рекомендации

Они помогут «осознать проблему» и сделать первый шаг к ее «исчезновению».

№ 1. Еще раз проведите идентификацию ваших объектов (см. п. 7-10 Требований к регистрации ОПО, утв. приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471). Убедитесь, что:

  • все здания, сооружения, площадки, участки, установки, технические устройства («от мала до велика»), опасные вещества попали в сведения, характеризующие ОПО;
  • все поднадзорные «краны & сосуды» имеют заводские и учетные номера;
  • указаны все (необходимые) проектные (эксплуатационные) характеристики оборудования и опасных веществ, годы изготовления и ввода в эксплуатацию.

Сверьтесь с нормативной базой (начните с приложений 1 и 2 к ФЗ № 116). Проконсультируйтесь со специалистами.

№ 2. Проверьте «возраст» Сведений, характеризующих ОПО. Когда вы, ваши коллеги или предшественники обновляли их в последний раз? Год-два или десять лет назад? Возможно, у кого-то сохранились даже Карты учета, «выведенные из обращения» в 2017 году.

Да, на объекте за это время могло ничего не поменяться. Но изменилось само законодательство. И сведения, оформленные, к примеру, в 2013-2014 годах, уже не соответствуют требованиям промышленной безопасности. Их нужно переделать, неважно актуальный там состав или нет. Кстати, выше мы приводили именно такой пример.

№ 3. Документируйте каждую «перемену» в составе ОПО. Потом эти документы пригодятся (да что уж там… потребуются) в качестве «основания для внесения изменений» в реестр Ростехнадзора. Заменили котел или воздухосборник? Добавили оборудование? Делайте проект технического перевооружения. Укрепили фундамент здания котельной? Делайте проект реконструкции и т.д.

Изменения были, а документов нет? Что ж, тут вопрос решается кардинально. Их нужно сделать. Прямо сейчас! Иначе будет двойное нарушение («неактуальные сведения» + «незаконное изменение состава») и большие проблемы с перерегистрацией ОПО.

№ 4. Бережно храните проектную документацию объекта (на строительство, реконструкцию, тех. перевооружение, размещение ОРПД и т.д.) и техническую документацию на оборудование. Ведь они – главный источник сведений для «повторной идентификации» и обновления состава ОПО.

«Амбулаторная карта», без которой поддерживать «промышленно-безопасное здоровье» крайне затруднительно. К тому же… без нее вы вряд ли внесете изменения в реестр Ростехнадзора или докажете свою правоту в спорных ситуациях (по результатам выездной проверки, в судебных процессах и т.д.).

№ 5. Возьмите за правило – раз в год (скажем, 1 декабря) проверять актуальность сведений, характеризующих ОПО. Сверять «бумагу» и фактическое положение вещей. И если найдено хоть одно отличие – оперативно готовить документы на внесение изменений. Даже когда объектов 50+ (особенно в этом случае), есть смысл прилагать усилия. Они окупятся (см. выше примеры с сайтов Ростехнадзора).

Вообще, товарищи… не стоит держаться за старое. Его нужно… обновить. Так в жизни. Так и в промышленной безопасности. Но если в жизни еще может как-то «пронести». То в промышленной безопасности вас, скорее всего… накажут.

Не хотите, чтобы это произошло? Готовы к повторной идентификации и перерегистрации объекта? Обращайтесь. Проконсультируем и поможем.
 

Какие объекты потенциально опасные и какие сведения нужно предоставить?

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 03.08.2021 № 273 (далее – Приказ № 273) установлены критерии, по которым объекты всех форм собственности, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Ростехнадзор осуществляет регулирование деятельности, могут быть отнесены к потенциально опасным объектам.

Критерии разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2020 г. N 1226 «Об утверждении Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам».

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 03.08.2021 № 273 официально опубликован 13.01.2022.

Приказом утверждены критерии для гидротехнических сооружений, ЛЭП, тепловых электростанций и ОПО, которые подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.

Ничего не напутал Ростехнадзор? Наверняка у Вас возникает вопрос! Потенциально опасные объекты? Что тогда с опасными производственными объектами? Это одно и тоже или нет? Или может Ростехнадзор придумал новый вид объектов и будет всех заставлять получать новый вид бумажек и осуществлять контроль какой-то?

В этой статье я попытаюсь дать ответы на эти вопросы.

Итак, сразу отмечу, что опасные объекты никуда не ушли и ФЗ № 116 «О промышленной безопасности …» никто не отменял. Потенциально опасные объекты это более широкое понятие, чем опасные производственные объекты.

Определение потенциально опасного объекта дано в Федеральном законе от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Потенциально опасный объект (далее – ПОО) - это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек.

Часть опасных производственных объектов из ФЗ № 116 входит в перечень ПОО. Вот этот перечень:

Опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее - ОПО):
а) I или II класс опасности и получение, использование, переработка, образование, хранение, транспортирование, уничтожение опасных веществ на ОПО;
б) получение, транспортирование, использование расплавов черных и цветных металлов, сплавов на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
в) ведение горных работ (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемой открытым способом без применения взрывных работ), работ по обогащению полезных ископаемых.

Как видно, в перечне нет таких объектов как сети газопотребления и газораспределения, объекты, где используются подъемные сооружения, объекты растительного сырья и т.д.

Что делать тем, кто попал в перечень ПОО? Радоваться или плакать с горя? Нужно ли куда-то отписываться и сообщать о том, что: вот они мы счастливчики, попавшие в перечень ПОО?

Приказ № 273 не дает ответа на эти вопросы. Приказом № 273 просто утвержден перечень ПОО. Соответственно никаких рекомендаций, куда бежать и что делать с этим не написано.

Модератором этого перечня является МЧС, что подтверждается этой новостью на сайте МЧС России: https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/4512261  

В этой новости есть интересное предложение, далее вырезка:

«Организации, эксплуатирующие потенциально опасный объект, должны до 1 декабря 2022 года предоставить сведения для формирования и ведения перечня. Документ вступит в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 31 августа 2027 года включительно».

Снова вопросы: Какие сведения? Зачем? А что будет, если не сдадим вовремя?

Ответы на вопросы дает Постановление Правительства РФ от 10.07.2021 N 1155 «Об утверждении Правил формирования и утверждения перечня потенциально опасных объектов» (далее – ПП РФ № 1155).

В соответствии с п. 9 ПП РФ № 1155 организации, эксплуатирующие потенциально опасный объект, представляют до 1 декабря 2022 г. Сведения необходимые для формирования и ведения перечня в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий через соответствующие территориальные органы по месту нахождения потенциально опасного объекта или в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, указанный в пункте 6 настоящих Правил.

Таким образом, Вы, счастливый владелец ПОО должны до 1 декабря 2022 г. объявиться и направить о себе сведения в МЧС. Еще раз читаем сначала, в МЧС, а не в Ростехнадзор.

Перечень сведений, которые Вам нужно направить (это п. 11 ПП РФ 1155):

а) полное и сокращенное наименование, место нахождения и адрес юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию потенциально опасного объекта;

б) наименование, место нахождения и адрес потенциально опасного объекта, предлагаемая категория опасности потенциально опасного объекта и характеристика критериев отнесения к потенциально опасному объекту, сведения о зданиях и сооружениях повышенного уровня ответственности, входящих в состав потенциально опасного объекта, в том числе о зданиях, строениях и сооружениях, на которых возможно одновременное пребывание более 5 тыс. человек;

в) реквизиты документов, подтверждающих наличие зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости или государственном водном реестре на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений потенциально опасного объекта, а также земельных участков и (или) акваторий водных объектов, на которых размещается потенциально опасный объект, либо копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений потенциально опасного объекта, в том числе земельных участков и (или) акваторий водных объектов, на которых размещается потенциально опасный объект;

г) сведения о категориях опасности, ранее присвоенных объекту (при наличии);

д) реквизиты документов, подтверждающих наличие декларации промышленной безопасности, декларации пожарной безопасности, декларации безопасности гидротехнического сооружения, утвержденных и зарегистрированных в установленном порядке (если разработка указанных деклараций предусмотрена законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, пожарной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений);

е) реквизиты документов, подтверждающих наличие утвержденного и зарегистрированного в установленном порядке паспорта безопасности потенциально опасного объекта, разработанного в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (при наличии).

В ПП РФ 1155 нет приложений с рекомендованными формами заявления или обращения. Видимо можно оформить заявление в свободной форме с учетом п. 11 ПП РФ 1155 и подать в МЧС. Жесткого требования прикладывать к заявлению какие-то документы  нет, все сведения можно указать в виде текста в заявлении. Обязательными пунктами являются «а)», «б)», «в)», «д)», остальные сведения указываются при наличии.

Сведения, указанные в п. 11 ПП РФ № 1155, оформляются для каждого потенциально опасного объекта на бумажном носителе и подписываются руководителем организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, либо уполномоченным представителем и заверяются печатью (при наличии) или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Далее эти сведения направляются в МЧС.  Министерство их обрабатывает и проверяет, о чем написано в п. 14 ПП РФ № 1155.

МЧС проверяет следующие сведения:
а) проверяет полноту представленных сведений, их достоверность, а также ведомственную принадлежность организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект;
б) проверяет полноту и правильность проведенной идентификации потенциально опасного объекта, наличие признаков опасности потенциально опасного объекта, соответствие предлагаемой категории опасности потенциально опасного объекта критериям отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам, утвержденным в установленном порядке нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2020 г. N 1226 "Об утверждении Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам";
в) вносит сведения об объекте и организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, в перечень, направляет уведомление в организацию, эксплуатирующую потенциально опасный объект, о внесении потенциально опасного объекта в перечень и постановке его на учет, в котором указываются сведения о присвоенной ему категории опасности.

Также организация, эксплуатирующая ПОО, несет ответственность за достоверность поданных сведений. Поэтому повнимательнее там…

В результате проверки поданных сведений, МЧС может вернуть Вам документы на доработку, т.е. выпишет Вам отказ.

Если Вы всё-таки попали в этот перечень ПОО, то далее Вы можете из него исключиться или внести в него изменения.

Таким образом, получается, что будет сформирован реестр ПОО аналогичный реестру ОПО, только вести этот реестр будет МЧС.

Зачем этот реестр нужен?

МЧС поясняет:
Перечень формируется и ведется в целях:
а) сбора, обработки, анализа и хранения информации о потенциально опасных объектах в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) создания информационной основы для разработки и выполнения требований к потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) информационного обеспечения федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В общем, всё для нашего благополучия и спокойствия! Будем верить и надеяться.

Главный вопрос: а что будет, если не подать вовремя или не подать вообще сведения о своем ПОО? Стоит ли лишний раз светиться в надзорном органе?

В ПП РФ № 1155 ничего про это не написано. Какие-либо штрафы, предупреждения и т.д. и т.п. не указано. Наверняка что-нибудь потом придумают. Поэтому стоит подать сведения и соблюдать закон.
В перечне сведений, которые нужно предоставить в МЧС ничего страшного я не увидел. Поверьте, это не тоже самое, что собрать и подготовить документы для регистрации ОПО или получения лицензии на ОПО. Подача сведений  в МЧС об ПОО это просто легкая прогулка.

Поэтому подайте сведения и спите спокойно. Но решать Вам конечно.

Далее более подробно расписан перечень ПОО согласно Приказа № 273.

В таблице, прилагающейся к Приказу № 273, указаны критерии отнесения объектов к потенциально опасным (у гидротехнических сооружений – это класс опасности, у ЛЭП – это напряжение и т.д.), а также критерии отнесения потенциально опасных объектов к категории опасности. Рассмотрим эти критерии:
  1. Гидротехнические сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) (далее - ГТС).
Критерии отнесения объектов к потенциально опасным объектам: I или II класс, установленный в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений.
 
  1. Линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства (далее - ЛЭП).
Критерии отнесения объектов к потенциально опасным объектам: напряжение 330 киловольт и более.

  1. Тепловые электростанции
 Критерии отнесения объектов к потенциально опасным объектам: мощность 150 мегаватт и выше.
 
  1. Опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее - ОПО).
Критерии отнесения объектов к потенциально опасным объектам:

а) I или II класс опасности и получение, использование, переработка, образование, хранение, транспортирование, уничтожение опасных веществ на ОПО;
 
б) получение, транспортирование, использование расплавов черных и цветных металлов, сплавов на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава;
 
в) ведение горных работ (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемой открытым способом без применения взрывных работ), работ по обогащению полезных ископаемых.

 
Критерии отнесения указанных потенциально опасных объектов ГТС, ЛЭП, Тепловых электростанций и ОПО к категории опасности:

Критерии отнесения потенциально опасных объектов к категории опасности Категория опасности
Объекты, которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации федерального характера, предусмотренной подпунктом "е" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Постановление N 304), т.е. чрезвычайной ситуации федерального характера, в результате которой количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 1,2 млрд. рублей. Потенциально опасный объект (далее - ПОО) 1 категории опасности (особо высокий уровень опасности)
Объекты, которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межрегионального характера, предусмотренной подпунктом "д" пункта 1 Постановления N 304 т.е. ЧС межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 млн.рублей, но не более 1,2 млрд. рублей. ПОО 2 категории опасности (чрезвычайно высокий уровень опасности)
Объекты, которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации регионального характера, предусмотренной подпунктом "г" пункта 1 Постановления N 304, т.е. ЧС регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 млн. рублей, но не более 1,2 млрд. рублей. ПОО 3 категории опасности (высокий уровень опасности)
Объекты, которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межмуниципального характера, предусмотренной подпунктом "в" пункта 1 Постановления N 304, т.е. ЧС межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, или внутригородских территорий города федерального значения, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. рублей. ПОО 4 категории опасности (повышенный уровень опасности)
Объекты, которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 постановления N 304, т.е. ЧС муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного муниципального образования, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера. ПОО 5 категории опасности (средний уровень опасности)
Объекты, которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации локального характера, предусмотренной подпунктом "а" пункта 1 постановления N 304, т.е. чрезвычайной ситуации локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей, не выходит за пределы территории организации (объекта), при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 240 тыс. рублей. ПОО 6 категории опасности (низкий уровень опасности)

 

С уважением, эксперт-консультант по промышленной безопасности Гордеев Александр  
 

 

Смотрите также:

Реестр потенциально опасных объектов

Разработка паспорта безопасности потенциально опасного объекта

Что делать при получении Предостережения Ростехнадзора?

В последнее время территориальные управления Ростехнадзора стали направлять в организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты так называемы письма «счастья» под названием «Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований».

В этих письмах Ростехнадзор пишет о необходимости поставить на учет оборудование, эксплуатирующееся в составе опасного объекта, зарегистрировать опасный объект и особенно сложная тема - это необходимость получения Лицензии на деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Некоторые организации, зарегистрировав опасный объект в государственном реестре, с получением Лицензии по тем или иным причинам затягивают.

При этом в соответствии с п. 1 и 2 статьи 171 УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии наказывается уголовной ответственностью.

В предостережении Ростехнадзор дает срок на устранение выявленных нарушений. Поэтому мы не советуем торопиться с ответом на предостережение, т.к. любой неверный шаг может привести к проблемам.

Рассмотрим пример: ООО «Ромашка» 1 сентября 2018 г. зарегистрировало ОПО в государственном реестре и на текущий момент 2 июля 2020 г. Лицензию не получило. Логика нашего законодательства очень простая: деятельность на ОПО I, II, III классов опасности можно осуществлять только после получения Лицензии (см. п. 1 и 2 статьи 171 УК РФ). Фактически ООО «Ромашка» после ввода в эксплуатацию опасного объекта должно работу объекта приостановить до получения Лицензии, т.е. организация может годами получать Лицензию, а производство будет простаивать. При этом четких сроков между регистрацией ОПО и получением Лицензии нет. Предполагается, что ООО «Ромашка» сразу после регистрации ОПО обязано подать документы на получение Лицензии. Но это редко кому удается сделать столь оперативно. Причин масса: отсутствие аттестации у руководителя организации, переоформление документов собственности, проведение экспертизы промышленной безопасности на здания или технические устройства и т.д. и т.п.

На самом деле Вы может и не эксплуатируете ОПО, но Ростехнадзор не в курсе этого. Следуя логике нашего законодательства, в случае если опасный объект не эксплуатируется, то он должен быть законсервирован. Консервация ОПО не ограничивается выпуском внутреннего приказа по организации о приостановке работы опасного объекта. Консервация ОПО предполагает разработку проекта консервации, проведение экспертизы промышленной безопасности проекта консервации, регистрацию заключения экспертизы промышленной безопасности в Ростехнадзоре и исключение ОПО из государственного реестра ОПО.

Таким образом, при получении письма Ростехнадзора о необходимости оформить Лицензию, дать на него ответ, что Вы не эксплуатируете ОПО, будет недостаточно. Нужно будет представить какие-то доказательства, и если они не будут весомыми, то высок риск возникновения проблем в виде проверок, штрафов и т.д.

Это может нравиться или не нравиться, но это факт. Мы знаем примеры организаций, которых наказывали за осуществление деятельности без Лицензии. Не нужно забывать, что руководителю организации грозит уголовная ответственность за осуществление деятельности без Лицензии или регистрации ОПО.

Обратитесь в ООО «ПромЭкоИнвест» за качественной консультацией. Мы поможем избежать неверных действий.

Звоните по телефонам +7(495) 783-76-15 или 8 800 775-9-755 и наши специалисты Вас проконсультируют.

Отчет о производственном контроле за 2019 г. Будет все серьезно!

Уважаемые клиенты, организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты (ОПО) I, II, III и IV классов опасности.

Наступила горячая пора подачи отчетности о производственном контроле за 2019 г.

Отчет о производственном контроле необходимо подать до 31 марта 2020 г.

Ростехнадзор постоянно ужесточает требования к отчетности. Например, в прошлом году более 1000 организаций не подали отчет о производственном контроле за 2018 г. и были оштрафованы на сумму от 200 000 руб. на организацию и от 20 000 руб. на ответственное лицо. При этом в ранние годы Ростехнадзор ограничивался предупреждениями.

ПРОМЭКОИНВЕСТ оперативно и качественно подготовит отчет о производственном контроле для Ваших опасных объектов.

Подготовка отчетов о производственном контроле — наша профильная услуга. Мы знаем все нюансы подготовки отчета.

В выполнение работы включено:

- подготовка отчета о производственном контроле в электронном виде и на бумажном носителе;

- подготовка сопроводительного письма для подачи отчет о производственном контроле в территориальное управление Ростехнадзора;

- забор (курьерской службой) у Вас комплекта документов для подачи в территориальное управление Ростехнадзора;

- подача специалистами ПРОМЭКОИНВЕСТ отчета о производственном контроле в территориальное управление Ростехнадзора в срок до 31 марта 2020 г.;

- передача Вам копии сопроводительного письма о подаче отчета о производственном контроле в территориальное управление Ростехнадзора с отметкой о принятии Ростехнадзором отчета.

Ежегодно ПРОМЭКОИНВЕСТ готовит отчеты о производственном контроле более чем для 200 организаций, расположенных в разных уголках нашей страны. Территориальных ограничений для нас нет! Мы обладаем достаточным штатом и квалификацией специалистов, чтобы успеть вовремя подготовить отчет.

Ждем Ваших заявок! Звоните по телефонам +7(495) 783-76-15 или 8 800 775-9-755 и наши специалисты Вас проконсультируют.

Наши клиенты

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8