А то бывает, что некоторые технические устройства (и даже целые «признаки опасности») выпадают из поля зрения. Где-то не указан год изготовления или ввода в эксплуатацию. Где-то – материал изготовления, например, газопровода.
Часто выясняется, что какое-то оборудование вовсе не пущено в работу (по документам) или не поставлено на учет. Да и само заполнение (нынешнего) раздела 6 сведений, характеризующих ОПО, далеко от «эталонного образца», который, кстати, Ростехнадзор нигде не афиширует (обращайтесь – вместе найдем идеал).
Чтобы не бросаться «голыми словами», вот вам пример. Состав ОПО в данном случае не менялся. Но посмотрите, как разительно отличаются сведения, оформленные в 2013 году («тогда прокатило…»):
…от «образца» 2022 года:
Первый вариант «неполон» и «неактуален» (даже «недостоверен»). Второй – отвечает современным требованиям промышленной безопасности (и «пожеланиям» Ростехнадзора). А надо было сделать что? Правильно. Подробней расписать состав объекта. Причем форма сведений от 2013 года этого, отнюдь, не исключала.
Короче, товарищи, нелегкое это дело… идентификация ОПО. А его «неполная (неправильная) версия» – вполне себе наказуемое. Тому есть множество примеров на сайтах нашего любимого госоргана. Вот лишь некоторые из них:
Как правило, отказ случается по результатам выездной провер… пардон, оценки «соответствия соискателя лицензии… лицензионным требованиям» (в народе – «предлицензионная проверка»). Что бы не писали в НПА… на практике она мало чем отличается от среднестатистических надзорных мероприятий (пожалуй, только сроком проведения).
«Так ведь в требованиях к соискателю лицензии нет ни слова про «состав объекта», идентификацию или сведения, характеризующие ОПО…».
Да, вы правы. Но… лицензиат (тот, кто в итоге получит лицензию) должен обеспечить «соблюдение требований к регистрации эксплуатируемых объектов в государственном реестре» (Положение о лицензировании, утв. постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 № 1661, п. 5, п.п. «р»).
С чего вы взяли, что Ростехнадзор выдаст разрешительный документ компании, которая их игнорирует (не обеспечивает «полноту и достоверность сведений»)? Всё логично. К тому же… «неполнота» и «недостоверность» сами по себе являются нарушением требований промышленной безопасности, которое госорган просто не может оставить без внимания.
Отказ будет не сразу. Сначала замечание. Потом необходимость «в тридцатидневный срок» устранить выявленные нарушения. А там уже… если не поторопитесь… нарисуется «новый лицензионный круг» (который тоже не факт, что пройдет без препятствий). Можно спорить. Можно ругаться (мол, не имеете права, нет такого в лицензионных требованиях).
Но…Стоит ли вообще доводить до таких последствий? Не проще ли «смолоду» готовить актуальные сведения и правильно идентифицировать ОПО? А также регулярно («в целях профилактики») вносить изменения в состав объекта?
Согласитесь, товарищи… ответ очевиден. Это как здоровый образ жизни. Чтобы исключить неприятности в будущем, нужно блюсти его прямо сейчас. Делать необходимые «упражнения». Планово проходить «диспансеризацию». Реагировать на первые же «симптомы болезни» (или «результаты лечения»).
Не уверены, что справитесь? Обращайтесь в экспертную организацию (например, к нам). Но сначала изучите…
Они помогут «осознать проблему» и сделать первый шаг к ее «исчезновению».
№ 1. Еще раз проведите идентификацию ваших объектов (см. п. 7-10 Требований к регистрации ОПО, утв. приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471). Убедитесь, что:
Сверьтесь с нормативной базой (начните с приложений 1 и 2 к ФЗ № 116). Проконсультируйтесь со специалистами.
№ 2. Проверьте «возраст» Сведений, характеризующих ОПО. Когда вы, ваши коллеги или предшественники обновляли их в последний раз? Год-два или десять лет назад? Возможно, у кого-то сохранились даже Карты учета, «выведенные из обращения» в 2017 году.
Да, на объекте за это время могло ничего не поменяться. Но изменилось само законодательство. И сведения, оформленные, к примеру, в 2013-2014 годах, уже не соответствуют требованиям промышленной безопасности. Их нужно переделать, неважно актуальный там состав или нет. Кстати, выше мы приводили именно такой пример.
№ 3. Документируйте каждую «перемену» в составе ОПО. Потом эти документы пригодятся (да что уж там… потребуются) в качестве «основания для внесения изменений» в реестр Ростехнадзора. Заменили котел или воздухосборник? Добавили оборудование? Делайте проект технического перевооружения. Укрепили фундамент здания котельной? Делайте проект реконструкции и т.д.
Изменения были, а документов нет? Что ж, тут вопрос решается кардинально. Их нужно сделать. Прямо сейчас! Иначе будет двойное нарушение («неактуальные сведения» + «незаконное изменение состава») и большие проблемы с перерегистрацией ОПО.
№ 4. Бережно храните проектную документацию объекта (на строительство, реконструкцию, тех. перевооружение, размещение ОРПД и т.д.) и техническую документацию на оборудование. Ведь они – главный источник сведений для «повторной идентификации» и обновления состава ОПО.
«Амбулаторная карта», без которой поддерживать «промышленно-безопасное здоровье» крайне затруднительно. К тому же… без нее вы вряд ли внесете изменения в реестр Ростехнадзора или докажете свою правоту в спорных ситуациях (по результатам выездной проверки, в судебных процессах и т.д.).
№ 5. Возьмите за правило – раз в год (скажем, 1 декабря) проверять актуальность сведений, характеризующих ОПО. Сверять «бумагу» и фактическое положение вещей. И если найдено хоть одно отличие – оперативно готовить документы на внесение изменений. Даже когда объектов 50+ (особенно в этом случае), есть смысл прилагать усилия. Они окупятся (см. выше примеры с сайтов Ростехнадзора).
Вообще, товарищи… не стоит держаться за старое. Его нужно… обновить. Так в жизни. Так и в промышленной безопасности. Но если в жизни еще может как-то «пронести». То в промышленной безопасности вас, скорее всего… накажут.
Не хотите, чтобы это произошло? Готовы к повторной идентификации и перерегистрации объекта? Обращайтесь. Проконсультируем и поможем.
Перечень сведений, которые Вам нужно направить (это п. 11 ПП РФ 1155):
а) полное и сокращенное наименование, место нахождения и адрес юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию потенциально опасного объекта; б) наименование, место нахождения и адрес потенциально опасного объекта, предлагаемая категория опасности потенциально опасного объекта и характеристика критериев отнесения к потенциально опасному объекту, сведения о зданиях и сооружениях повышенного уровня ответственности, входящих в состав потенциально опасного объекта, в том числе о зданиях, строениях и сооружениях, на которых возможно одновременное пребывание более 5 тыс. человек; в) реквизиты документов, подтверждающих наличие зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости или государственном водном реестре на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений потенциально опасного объекта, а также земельных участков и (или) акваторий водных объектов, на которых размещается потенциально опасный объект, либо копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений потенциально опасного объекта, в том числе земельных участков и (или) акваторий водных объектов, на которых размещается потенциально опасный объект; г) сведения о категориях опасности, ранее присвоенных объекту (при наличии); д) реквизиты документов, подтверждающих наличие декларации промышленной безопасности, декларации пожарной безопасности, декларации безопасности гидротехнического сооружения, утвержденных и зарегистрированных в установленном порядке (если разработка указанных деклараций предусмотрена законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, пожарной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений); е) реквизиты документов, подтверждающих наличие утвержденного и зарегистрированного в установленном порядке паспорта безопасности потенциально опасного объекта, разработанного в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (при наличии). |
Критерии отнесения потенциально опасных объектов к категории опасности | Категория опасности |
Объекты, которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации федерального характера, предусмотренной подпунктом "е" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Постановление N 304), т.е. чрезвычайной ситуации федерального характера, в результате которой количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 1,2 млрд. рублей. | Потенциально опасный объект (далее - ПОО) 1 категории опасности (особо высокий уровень опасности) |
Объекты, которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межрегионального характера, предусмотренной подпунктом "д" пункта 1 Постановления N 304 т.е. ЧС межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 млн.рублей, но не более 1,2 млрд. рублей. | ПОО 2 категории опасности (чрезвычайно высокий уровень опасности) |
Объекты, которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации регионального характера, предусмотренной подпунктом "г" пункта 1 Постановления N 304, т.е. ЧС регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 млн. рублей, но не более 1,2 млрд. рублей. | ПОО 3 категории опасности (высокий уровень опасности) |
Объекты, которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межмуниципального характера, предусмотренной подпунктом "в" пункта 1 Постановления N 304, т.е. ЧС межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, или внутригородских территорий города федерального значения, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. рублей. | ПОО 4 категории опасности (повышенный уровень опасности) |
Объекты, которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 постановления N 304, т.е. ЧС муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного муниципального образования, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера. | ПОО 5 категории опасности (средний уровень опасности) |
Объекты, которые могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации локального характера, предусмотренной подпунктом "а" пункта 1 постановления N 304, т.е. чрезвычайной ситуации локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей, не выходит за пределы территории организации (объекта), при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 240 тыс. рублей. | ПОО 6 категории опасности (низкий уровень опасности) |
С уважением, эксперт-консультант по промышленной безопасности Гордеев Александр
Смотрите также:
Реестр потенциально опасных объектов
Разработка паспорта безопасности потенциально опасного объекта
В последнее время территориальные управления Ростехнадзора стали направлять в организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты так называемы письма «счастья» под названием «Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований».
В этих письмах Ростехнадзор пишет о необходимости поставить на учет оборудование, эксплуатирующееся в составе опасного объекта, зарегистрировать опасный объект и особенно сложная тема - это необходимость получения Лицензии на деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Некоторые организации, зарегистрировав опасный объект в государственном реестре, с получением Лицензии по тем или иным причинам затягивают.
При этом в соответствии с п. 1 и 2 статьи 171 УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии наказывается уголовной ответственностью.
В предостережении Ростехнадзор дает срок на устранение выявленных нарушений. Поэтому мы не советуем торопиться с ответом на предостережение, т.к. любой неверный шаг может привести к проблемам.
Рассмотрим пример: ООО «Ромашка» 1 сентября 2018 г. зарегистрировало ОПО в государственном реестре и на текущий момент 2 июля 2020 г. Лицензию не получило. Логика нашего законодательства очень простая: деятельность на ОПО I, II, III классов опасности можно осуществлять только после получения Лицензии (см. п. 1 и 2 статьи 171 УК РФ). Фактически ООО «Ромашка» после ввода в эксплуатацию опасного объекта должно работу объекта приостановить до получения Лицензии, т.е. организация может годами получать Лицензию, а производство будет простаивать. При этом четких сроков между регистрацией ОПО и получением Лицензии нет. Предполагается, что ООО «Ромашка» сразу после регистрации ОПО обязано подать документы на получение Лицензии. Но это редко кому удается сделать столь оперативно. Причин масса: отсутствие аттестации у руководителя организации, переоформление документов собственности, проведение экспертизы промышленной безопасности на здания или технические устройства и т.д. и т.п.
На самом деле Вы может и не эксплуатируете ОПО, но Ростехнадзор не в курсе этого. Следуя логике нашего законодательства, в случае если опасный объект не эксплуатируется, то он должен быть законсервирован. Консервация ОПО не ограничивается выпуском внутреннего приказа по организации о приостановке работы опасного объекта. Консервация ОПО предполагает разработку проекта консервации, проведение экспертизы промышленной безопасности проекта консервации, регистрацию заключения экспертизы промышленной безопасности в Ростехнадзоре и исключение ОПО из государственного реестра ОПО.
Таким образом, при получении письма Ростехнадзора о необходимости оформить Лицензию, дать на него ответ, что Вы не эксплуатируете ОПО, будет недостаточно. Нужно будет представить какие-то доказательства, и если они не будут весомыми, то высок риск возникновения проблем в виде проверок, штрафов и т.д.
Это может нравиться или не нравиться, но это факт. Мы знаем примеры организаций, которых наказывали за осуществление деятельности без Лицензии. Не нужно забывать, что руководителю организации грозит уголовная ответственность за осуществление деятельности без Лицензии или регистрации ОПО.
Обратитесь в ООО «ПромЭкоИнвест» за качественной консультацией. Мы поможем избежать неверных действий.
Звоните по телефонам +7(495) 783-76-15 или 8 800 775-9-755 и наши специалисты Вас проконсультируют.
Уважаемые клиенты, организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты (ОПО) I, II, III и IV классов опасности.
Наступила горячая пора подачи отчетности о производственном контроле за 2019 г.
Отчет о производственном контроле необходимо подать до 31 марта 2020 г.
Ростехнадзор постоянно ужесточает требования к отчетности. Например, в прошлом году более 1000 организаций не подали отчет о производственном контроле за 2018 г. и были оштрафованы на сумму от 200 000 руб. на организацию и от 20 000 руб. на ответственное лицо. При этом в ранние годы Ростехнадзор ограничивался предупреждениями.
ПРОМЭКОИНВЕСТ оперативно и качественно подготовит отчет о производственном контроле для Ваших опасных объектов.
Подготовка отчетов о производственном контроле — наша профильная услуга. Мы знаем все нюансы подготовки отчета.
В выполнение работы включено:
- подготовка отчета о производственном контроле в электронном виде и на бумажном носителе;
- подготовка сопроводительного письма для подачи отчет о производственном контроле в территориальное управление Ростехнадзора;
- забор (курьерской службой) у Вас комплекта документов для подачи в территориальное управление Ростехнадзора;
- подача специалистами ПРОМЭКОИНВЕСТ отчета о производственном контроле в территориальное управление Ростехнадзора в срок до 31 марта 2020 г.;
- передача Вам копии сопроводительного письма о подаче отчета о производственном контроле в территориальное управление Ростехнадзора с отметкой о принятии Ростехнадзором отчета.
Ежегодно ПРОМЭКОИНВЕСТ готовит отчеты о производственном контроле более чем для 200 организаций, расположенных в разных уголках нашей страны. Территориальных ограничений для нас нет! Мы обладаем достаточным штатом и квалификацией специалистов, чтобы успеть вовремя подготовить отчет.
Ждем Ваших заявок! Звоните по телефонам +7(495) 783-76-15 или 8 800 775-9-755 и наши специалисты Вас проконсультируют.