Пн-Пт с 8.00 до 18.00
+7(495) 783-76-15
Заказать звонок
Заказать звонок
Пн-Пт с 8.00 до 18.00
8 800 775-9-755 +7(495) 783-76-15 info@peinvest.ru

Как накажут за неподачу отчета о производственном контроле

До 1 апреля владельцы ОПО должны были представить в территориальные органы Ростехнадзора (по месту эксплуатации объекта) сведения об организации производственного контроля за 2024 год.

В этом их настойчиво убеждают пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и пункт 17 Правил организации и осуществления ПК, утв. постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 № 2168.

О норме знают практически все. Но… далеко не все ее соблюдают. Поэтому в статье мы хотим рассказать о том, какое наказание ждет «забывчивых» эксплуатантов за (несвоевременную) подачу отчета о производственном контроле. Для большинства из них (по крайней мере, тех, кто не первый год в нашей «песочнице») ответ очевиден – статья 9.1 КоАП РФ и 200 тыс. штрафу. По сути, они правы. Хотя иногда госорган отступает от привычного шаблона и… либо дарит «подарки» своим подопечным, либо наказывает их гораздо жестче, чем того требует тяжесть проступка.

А ведь когда-то (до 2016 года) в административной практике Ростехнадзора активно фигурировала статья 19.7 КоАП РФ, согласно которой за «непредставление или несвоевременное представление в государственный орган, осуществляющий государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом» на владельцев ОПО накладывались «смешные» санкции:

  • предупреждение (= письменный «выговор» с занесением в «личное надзорное дело»);
  • штраф для должностных лиц (не подготовивших и не подавших отчет) – от 300 до 500 рублей;
  • штраф для юридических лиц – от 3000 до 5000 рублей (да, звучит, как волшебная сказка, но кто-то из вас, наверняка, застал те благословенные времена).

И некоторые до сих пор задаются вопросом – почему статья 9.1 КоАП РФ (где об отчете ни слова), а не, казалось бы, профильная статья 19.7 КоАП РФ? Тут, граждане, всё предельно просто (и много раз проговорено тем же самым Ростехнадзором). Если необходимость и срок представления сведений об организации производственного контроля установлены ФЗ № 116 (статья 11, пункт 2) и Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 № 2168 (пункты 17-19), то по нашим отраслевым раскладам они являются… обязательными требованиями промышленной безопасности.

Поэтому их несоблюдение госорган квалифицирует как «нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов» и подводит под состав правонарушения, предусмотренного статьей 9.1 КоАП РФ. При этом саму статью Ростехнадзор называет «специальной нормой по отношению к ст. 19.7 КоАП РФ» и во всех спорных ситуациях настаивает на ее (= специальной нормы) применении. С ним соглашаются прокуратура, суды и другие контрольные инстанции.

В этой связи, товарищи, положения КоАП РФ для неподанных отчетов непоколебимы (хорошо хоть контролеры используют «мягкую» часть 1). Разница лишь… в фактическом наказании. Есть, например…

Стандартная практика

…когда Ростехнадзор «карает» рублем в привычном для многих размере (т.е. штрафует на 200 000 руб.). Такое встречается сплошь и рядом. Ежегодно (где-то с 10 мая по 1 августа) госорган пачками рассылает уведомления о времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях.

И может делать это, по сути, без ограничений. Ведь для возбуждения дел (составления протоколов, вынесения постановлений и т.д.) о «непредставлении» отчета контрольные (надзорные) мероприятия не нужны. Достаточно мониторинга (анализа) автоматизированной информационной системы (АИС) ФСЭТАН и сопоставления ее «с системой (электронного) документооборота» конкретного территориального органа.

Обнаружилось, что есть владелец (эксплуатант) ОПО, но нет (вовремя) поданных сведений – будет «письмо счастья». А вслед за ним… расходы для нарушителя в 200 000 рублей. Примеры тут приводить бессмысленно (можете сами «поэкспериментировать»).

Хотя вот вам один, от Приокского управления Ростехнадзора, чтоб знали – такое случается во всех регионах России. Поэтому отчитываться нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО, и лучше это делать в «установленный срок» (т.е. до 1 апреля, например, в феврале или в марте). Ну, либо смириться с шестизначным штрафом, который, кстати, можно через суд снизить на -50% (до 100 000 руб.) или, при совсем уж хорошем раскладе, «заменить» на предупреждение.

В первом случае поможет часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, согласно которой в исключительных обстоятельствах, связанных:

  • «с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями» (когда от проступка нет реального вреда или угрозы причинения вреда);
  • «с имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица» (когда по деньгам всё плохо, и тому есть документальные доказательства)…

…судья вправе «назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II» КоАП РФ (скостить, правда, могут только половину согласно части 3.3 той же статьи 4.1). Опция, кстати, доступна, если минимальный штраф «составляет не менее ста тысяч рублей» (наши «стартовые» 200 000 руб. по ч. 1 ст. 9.1 попадают в эту категорию).

Во втором случае – придется «слезно просить», опираясь на статьи 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ. Хотя иногда… просить вовсе не нужно. И госорган сам проявляет «великодушие», предлагая владельцам ОПО…

Позитивный сценарий

…когда штраф с самого начала (сразу, без суда) заменяется на предупреждение = официальное письменное порицание (на этот раз прощаем, но в следующий раз…), напрочь «избавленное» от финансовых санкций. Такое «снисхождение» доступно далеко не всем, а только тем владельцам (эксплуатантам) опасных производственных объектов, которые (часть 2 статьи 3.4 КоАП РФ):

  • совершили административное правонарушение впервые – т.е. ранее не привлекались к ответственности по той же самой (9.1) или другим (смежным) статьям КоАП РФ (таким может похвастаться разве что новоиспеченный собственник ОПО или свежесозданная организация);
  • своим нарушением не причинили вред и не создали угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, угрозу возникновения ЧС природного или техногенного характера и т.д. (поверьте, Ростехнадзор и неподачу отчета может причислить к «угрожающим»);
  • совершенным «промахом» не нанесли никому имущественный ущерб (непредставленная «бумага» вряд ли может привести к таким последствиям).

Критерии просты, и многие подопечные Ростехнадзора даже попадают в эту «категорию» (теперь, когда сняты ограничения по «размеру» бизнеса). Жаль, что мера применяется нечасто и неохотно (причины, разумеется, всем понятны – бюджет сам себя не пополнит). Но… примеры все-таки есть, в том числе – в «публичных заявлениях» нашего любимого госоргана.

Вот, скажем, Северо-Уральское управление ФСЭТАН «простило» двух своих «клиентов»  (один из которых, на секундочку, производит нефтепродукты) за ту самую неподачу отчета о производственном контроле.

Аналогично поступил Крымский Ростехнадзор, «предупредив» государственное унитарное предприятие города Севастополя, которое «забыло» отчитаться. Эти товарищи, кстати, не смогли распорядиться своим счастьем. И уже на следующий год за то же самое нарушение (т.е. неподачу отчета… ничему людей жизнь не учит, а ведь 10 лет работают под российским законодательством) получили штраф в 200 000 рублей.

Отсюда вывод – не воспринимайте предупреждение как подарок (освобождающий от ответственности в будущем). Это «милость» госоргана, кредит (его к вам) доверия. На худой конец – реализация вашего права на ошибку, которую ни в коем случае нельзя повторять (особенно два года подряд). Ведь иначе пострадает не только ваш кошелек, но и, безусловно, «надзорная репутация». А это, в свою очередь, может (со временем и даже в следующий раз) спровоцировать Ростехнадзор на тот самый…

Негативный сценарий

…когда вместо «прощения» или штрафа госорган «дарит»… приостановление деятельности (на срок до 90 суток). Такой расклад нетипичен. К слову сказать, до подготовки этой статьи мы вообще не предполагали о его существовании (хотя с находки «примера» начался весь сыр-бор). Казалось бы, где отчет, «бумага», и где эксплуатационные риски с «угрожающим» потенциалом.

И как нужно было «разозлить» Ростехнадзор, чтобы он применил за такое незначительное (с точки зрения опасности) нарушение столь жесткую меру. Но… с фактами не поспоришь. А если есть прецедент, значит – существует реальная (малоприятная) перспектива для владельцев/эксплуатантов ОПО, которые не удосужились сдать отчет о производственном контроле в установленный срок.

И ведь речь не идет о промышленных гигантах, угольных шахтах или других «постоянных клиентах» надзорного органа. От негативного сценария могут пострадать… простые владельцы ОПО с ПС (более того… с одним краном в составе объекта). Как в этом примере (достаточно авторитетного на промышленно-безопасной поляне) Северо-Западного управления Ростехнадзора.

Там нарушитель получил «30 суток». Месяц «запрета» на эксплуатацию опасного производственного объекта (по факту – автомобильного крана) из-за неподанного отчета! Вот и думайте после этого, стоит ли задерживать или вовсе не представлять эту, безусловно, обязательную документацию. Прецедент есть, практика (в т.ч. согласие судебной инстанции) есть. Что мешает другим территориальным органам ФСЭТАН взять этот опыт на вооружение?

Хотя перед нами, конечно, «страшилка». Результат недопонимания (или конфликта) между контролерами и подопечными. Возможно, единичный случай, который в принципе не повторится в других регионах России. Но это ж не отменяет необходимости ежегодно (и вовремя) подавать в Ростехнадзор сведения об организации производственного контроля. И не дает права игнорировать обязательные требования промышленной безопасности. Федеральное законодательство одно для всех. А его несоблюдение чревато самыми разными последствиями (бывает, что и с шестью нулями).

Поэтому, граждане… отчитывайтесь перед Ростехнадзором (затрудняетесь сами – обращайтесь к нам). Ведите и своевременно актуализируйте внутренние нормативно-технические документы (информация из них тоже попадает в «контрольные» сведения). Отслеживайте изменения в НПА (регулярно заходите к нам на сайт, мы освещаем все ключевые «новинки»). И добросовестно эксплуатируйте ваши опасные производственные объекты, чтобы сохранить бюджет, нервы и хорошую «надзорную репутацию». Госорган оценит, не сомневайтесь.

Похожие записи